МБОУ СОШ № 43 ст. Северской

Воскресенье, 20.01.2019, 19:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главное меню
Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть

Советы психолога.

Советы психолога родителям одиннадцатиклассников.

Советы психолога выпускникам 11 класса.

Школьная служба медиации (примирения) 

Школьная медиация — это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

Особенность метода — привлечение к урегулированию конфликта человека извне, нейтрального и беспристрастного, которого называют медиатором. Роль школьных медиаторов могут выполнять учителя, психологи, социальные педагоги и ученики («группы равных»), прошедшие специальную подготовку. Медиатор должен выявить движущие мотивы конфликта, создать условия для лучшего понимания сторонами друг друга и выработки совместного решения, отражающего их интересы.

Цели:

  • создание условий успешной социализации детей;
  • снижение количества правонарушений через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства.

Задачи:

  • Установление порядка организации и проведения восстановительных программ.
  • Мониторинг реализации восстановительных процедур в школе.
  • Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе.
  • Реализация восстановительных программ.

Положение о Школьной службе медиации

  1. Общие положения

1.1.Служба школьной медиации - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

1.2.Правовой основой создания и деятельности школьной службы медиации являются:

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ст. 2, ч. 1 ст. 43, 44, 45, 46);

Гражданский кодекс Российской Федерации (п. 3. ст. 22);

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ст. 57, п. 1, 2 ст. 63, 64, п. 1, 4 ст. 66);

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. 30.06.2007) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст. 9);

Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 03.12.2010 N 969 «О программе подготовки медиаторов»;

приказ Минобрнауки РФ от 14.02.2011 N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» (зарегистрирован в Минюсте России 01.03.2011, рег. N 19973);

приказ Минтруда России от 15.12.2014 N 1041н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2014, рег. N 35478).

Конвенция «О правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (ст. 12, 13, 16, 28, 29);

Гаагская Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, принудительном исполнении и сотрудничестве в отношении ответственности родителей и мерах по защите детей (от 1996 года) (п. b), ст. 31.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761;

Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 N 1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (п. 59, 61, 62, 64 и 65);

Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2015 N 167-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (п. 64);

Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р;

Межведомственный план комплексных мероприятий по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утвержден поручением заместителя председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец от 08.05.2015 N ОГ-П4-3106);

2. Определения и термины

2.1. Медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора, добровольно участвующими в процедуре медиации, взаимоприемлемого и жизнеспособного решения при содействии нейтрального и независимого помощника - медиатора. В процессе медиации стороны приходят к соглашению без вынесения третьей стороной решения по спору. Прошедший специальное обучение медиатор лишь содействует сторонам спора в совместной выработке решения, основанного на осознании и реализации их собственных потребностей и интересов. При разрешении спора с помощью медиации не происходит установление правой и виновной сторон, спор разрешается не принудительно, а по существу с учетом интересов и потребностей вовлеченных сторон. В медиации стороны получают возможность высказать свою точку зрения, видение ситуации, возможность быть услышанным; создаются условия для понимания самих себя и друг друга.

2.2. Школьная медиация - это инновационный метод, позволяющий охватить весь спектр институтов, принимающих участие в воспитании и оказывающих влияние на формирование личности ребенка - от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы..

2.3. Медиативный подход - подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры;

2.4. Координатор службы школьной медиации - сотрудник (как правило, им может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, школьный психолог или один из учителей), осуществляющий координацию действий по созданию и организации работы Службы ШМ.

2.5. Школьный медиатор - медиатор, прошедший обучение по программе "Школьная медиация. Базовый курс", работающий в образовательном учреждении и помогающий в разрешении возникающих споров, разногласий, конфликтов при помощи метода школьной медиации. Одновременно школьный медиатор обучает учащихся в "группах равных" и занимается информационно-просветительской деятельностью среди коллег и родителей. Школьными медиаторами становятся администраторы образовательного учреждения, учителя, школьные психологи, социальные педагоги и др.

2.6. Группы равных - формируются из учащихся, относящихся к одной возрастной категории, с целью обучения основам школьной медиации и овладения навыками медиативного подхода. Участники «групп равных» выступают в роли комедиаторов при разрешении споров между другими учениками - как правило, своими сверстниками, а также между учениками и взрослыми. Кроме того, участники «групп равных» занимаются информационно-просветительской деятельностью, обучая основам медиативного подхода своих сверстников и младших ребят. «Группы равных» считаются одним из наиболее эффективных способов обучения школьников культуре цивилизованного поведения в конфликтных ситуациях, так как учащиеся получают возможность обучаться на примере собственных межличностных конфликтов.

2.7. Восстановительный подход - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношение доверия, материального и морального ущерба и др.

3. Цели, задачи и принципы деятельности школьной службы медиации

3.1. Основными целями Службы школьной медиации (далее - Службы ШМ) являются:

-создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;

-воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях, как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим;

-улучшение качества жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса, каковыми являются дети, семьи, педагоги и воспитатели, администраторы, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы и др.

3.2.Достижение названных целей обеспечивается путем решения следующих задач:

- формирование группы, участвующей в образовательно-воспитательном процессе, мотивированной на использование в своей повседневной деятельности, в том числе и в образовательно-воспитательном процессе, медиативного подхода, ориентированной на разрешение конфликтов в образовательной среде посредством метода школьной медиации;

-адресная информационно-просветительская работа с основными группами: коллективом школы, обучающимися, родителями обучающихся с учетом региональной и территориальной специфики;

-подготовка работников школы по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации;

-снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов в воспитательно-образовательной сфере за счет обучения взрослых основам медиации, обучения детей медиативному подходу и позитивному общению в «группах равных», что позволит эффективно предупреждать развитие и эскалацию конфликта, а также оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, детей, педагогов, администрации, позволит детям оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях;

- профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактика преступности среди несовершеннолетних;

-координация усилий семьи и школы, а также других институтов, участвующих в работе с детьми и подростками, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни ребенка, особенно в критические периоды;

-повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно-воспитательного процесса.

3.3.С целью структурирования реализации тех целей и задач, которые указаны в Национальной стратегии, Концепции и Межведомственном плане, под деятельностью Службы ШМ подразумевается определенная методологическая база, связанная с развитием института медиации, которая включает в себя в качестве инструментов реализации этих целей медиацию, медиативный подход, восстановительный подход, объединенные в комплексном методе школьной медиации.

3.4.Школьная медиация позволяет интегрировать медиативные принципы в систему взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса в целом, что создает основу для полномасштабной профилактической работы.

3.5. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:

3.5.1.Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.5.2.Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

3.5.3.Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

3.5.3Принцип информированности всех участников образовательно-воспитательного процесса о существовании Службы ШМ (для чего она нужна, какие задачи она может решить, в каких случаях и к кому можно и нужно обращаться и т.д.), в том числе и внутренние органы самоуправления (советы, родительские или ученические комитеты, комиссии и т.п.).

3.5.4.Принцип коллегиальности, предполагающий предоставление сотрудникам образовательной организации, задействованным в Службе ШМ, возможности коллегиального общения (интервизии, супервизии, консультации и т.д.);

3.5.5. Принцип обучения, предполагает участие в работе Службы ШМ только сотрудников образовательной организации специально прошедших обучение проведению примирительных программ.

3.5.6. Принцип взаимодействия основан на проведении совместных мероприятий с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП), социальными службами и другими организациями, с которыми приходится вступать во взаимодействие в контексте функционирования образовательной организации.

3.5.7.Принцип позиционирования ценности человеческой жизни, уникальности личности каждого, уважения к любому человеку как данность, предоставление каждому права на собственное мнение, на защиту своих прав и интересов при условии, что это не нарушает права и интересы других, не наносит им вред.

4. Порядок работы службы школьной медиации

 

4.1.Служба ШМ может формироваться в соответствии с теми потребностями и возможностями, какие присутствуют в образовательной организации. Служба ШМ не является ни юридическим лицом, ни структурным подразделением образовательной организации.

  1. Служба ШМ действует на основании положения о Службе ШМ, которое принимается с учетом мнения участников образовательного процесса, согласовывается органом самоуправления образовательной организации. Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым службой ШМ самостоятельно.

4.2.В Службу ШМ могут входить сотрудники образовательной организации, обучающиеся, а также их родители. Необходимым условием участия в работе Службы ШМ является прохождение специального обучения.

4.3.В состав Службы ШМ могут входить учащиеся (воспитанники) 7-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации, которые могут участвовать в работе службы в качестве комедиаторов (вторых медиаторов – ведущих примирительных встреч).

4.4. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

4.5.Руководителем (куратором) службы примирения должен быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).

4.6. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.

4.7.Служба ШМ может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы, родителей.

4.8.Служба ШМ принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. Руководитель образовательной организации ставится в известность о результатах процедуры медиации.

4.9.Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

4.10. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и родители, и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

4.11.Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы ШМ.

4.12.В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы ШМ принимает участие в проводимой программе.

4.13. Примирительные программы проводятся с уведомлением классного руководителя образовательной организации в класс, который посещает участник процедуры медиации.

4.14. Служба ШМ самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае, при этом данные сроки не должны превышать 60 дней с момента начала процедуры медиации.

4.15. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

4.16.Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение сторонами процедуры примирения. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.

4.17.При необходимости служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).

4.18. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;

4.19. Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.

4.20.Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 4.6, 4.9, 4.10, категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).

 

5. Организация деятельности службы школьной медиации

 

5.1. Службе медиации по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

5.2. Должностные лица школы оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

5.3.Служба медиации имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

5.4. Администрация школы содействует службе медиации в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу медиации или самим использовать восстановительные практики.

5.5 В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в Круге сообщества или Семейной восстановительной конференции), то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы медиации и достигнутых договоренностях сторон.

5.6. Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы медиации в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.

5.7.Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

5.8. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

5.9. Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.

Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;

5.11.Руководитель (куратор) службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их де

Поиск
Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Министерства
Горячая линия
по вопросам незаконного
сбора денежных средств
по УО: 8(86166)2-64-62
по ОУ: 8(86166)2-13-69
Полезные ссылки

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz